NADS — самый реальный из виртуальных автосимуляторов

Если вас спросят, какой из автомобильных симуляторов самый крутой, не спешите с ответом. С тем, что это, к примеру, Need For Speed 5 согласятся только те, кто не знает о National Advanced Driving Simulator (NADS).

Даже водители со стажем через пару минут забывают о том, что эта реальность — виртуальная.

NADS — самый сложный симулятор в мире. Естественно, он и самый дорогой: его полная стоимость — около $50 миллионов! А расположился NADS в павильоне площадью 400 квадратных метров.

Как это работает. Напичканный электроникой корпус легкового автомобиля (или автобуса, или грузовика — в NADS'е поместятся и они) установлен в центре гигантской "кастрюли" — большой куполообразной кабине, которая в свою очередь на четырёх гидравлических распорках стоит на круглой платформе.

Эта вращающаяся почти на 360 градусов платформа установлена на гигантском движущемся вперёд-назад рельсе, а рельс этот движется ещё по десятку рельсов влево-вправо.
Так выглядел бы National Advanced Driving Simulator, если стенки кабины с машиной были прозрачными

Мудрёное описание, но иначе не скажешь. Если ничего не понятно, на этой странице выложены мультики — посмотрите и всё поймёте. Короче говоря, когда педаль газа уходит в пол, вся эта махина на рельсах едет вперёд, при торможении — назад, при поворотах — в стороны, а "кастрюля" с машиной внутри при этом покачивается и, в случае надобности, поворачивается, как положено.

Таким образом, в режиме реального времени передаётся реальная же динамика, а водитель не менее реально ощущает полный контроль над машиной в процессе манёвров.

http://www.membrana.ru/images/articles/1017882277-1.jpeg

Можно было бы в несколько абзацев расписать все шесть подсистем National Advanced Driving Simulator, но будет интереснее, если мы остановимся лишь на некоторых приятных нюансах.

Вот визуальная система творит чудеса: 15 проекторов создают в "кастрюле" панорамное и очень чёткое изображение дорожного движения вокруг водителя. Само собой, движущееся и с перспективой, ведь нужно же в поездке пользоваться зеркалами заднего вида.

В комнатке с окном (справа) сидят, как минимум, четверо исследователей и программистов, которые создают находящемуся внутри NADS’а водителю экстремальные ситуации на виртуальной дороге

Виртуальная реальность включает в себя практически всё, что может встретиться автолюбителю во время поездки — вроде бы, ничего не забыли. Здесь и "у природы нет плохой погоды", и "еду я по выбоинам", и мосты с тоннелями, и переезд железнодорожного полотна, и разного рода столкновения: с другими машинами, столбами и даже животными.

А как же пешеходы? Они ведь тоже участники дорожного движения? Данный факт история умалчивает, а жаль.

Разумеется, визуальные изыски должны быть подкреплены достойным аудиосопровождением. В NADS'е источники звука скоординированы с полным диапазоном визуальной сенсорной базы данных.

Через несколько минут езды в виртуальном дорожном мире NADS’а водитель забывает, что всё это понарошку

Так что водитель слышит все возможные дорожные звуки: при езде по асфальту и бетону покрытие "звучит" по-разному, характерные звуки воспроизводятся при переезде выбоин или разлитой (растопленной) смолы.

По умолчанию — "саундтрэки" всяческих столкновений, езды в разных погодных условиях и, конечно же, общее звучание трафика со всеми клаксонами и скрипом тормозов.

Создан этот симулятор по заказу американской ГИБДД — National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA), как говорится, "в целях реализации программы" Интеллектуальной транспортной системы (Intelligent Transportation System (ITS) program).

По результатам конкурса среди всех крупных университетов США, который для NHTSA провёл американский Фонд научных исследований (National Science Foundation), было решено установить NADS на территории исследовательского центра Университета штата Айова (University of Iowa's Oakdale Research Park, Iowa City, IA).

http://www.membrana.ru/images/articles/1017882277-3.jpeg

В виртуальной реальности Jeep Cherokee ездит без колёс

Видимо, немаловажную роль сыграло и то, что Университет Айова очень хорошо вложился в проект — $11,5 миллионов, включая $5,7 миллиона на строительство павильона для NADS'a. Впрочем, в Айове автосимуляторами занимаются давно, так что, вполне возможно, "счастье" здесь не только в деньгах.

Тендер на строительство NADS'a выиграла компания TRW (Thompson Ramo Wooldridge), которая собрала команду специалистов мирового уровня. В неё вошли представители Dynamic Research, Evans & Sutherland, MTS Systems и других компаний.

Теперь пора рассказать для чего, собственно, нужен National Advanced Driving Simulator. Ясное дело, не для обучения "чайников" правилам дорожного движения. В виде этого дорогостоящего симулятора NHTSA, чей логотип красуется на самом видном месте, деятели автопрома и представители научного сообщества (в основном, медики) получили новый инструмент, с помощью которого намерены расставить точки над "i" во всём, что касается безопасности на дорогах.

Для медиков, в первую очередь, важно разобраться с действием на водителей алкоголя, наркотических и других препаратов. С помощью NADS можно понять воздействие новых лекарств.

Этот симулятор сделала MechDyne Corporation. Корпорация очень серьёзная (см. ссылки по теме), но этот тренажёр симулирует слишком экстремальную ситуацию – езду по хайвею без дверей

А по большому счёту, исследователи хотят детально изучить так называемый человеческий фактор, который является главной причиной автокатастроф и аварий в 90% случаев.

С этой целью проводится фундаментальное комплексное исследование сложной системы "водитель — машина — окружающая среда" (driver-vehicle-environment system).

Из трёх элементов этой системы водитель уникален, поскольку только он один является недетерминированным, то есть, поведение водителя бросает вызов прогнозированию ситуаций.

Это никакой не парашют. Это симулятор DaimlerChrysler в Берлине. На парашют похож, потому что сфотографирован как бы в движении. До появления NADS’а именно он считался самым крутым

Это никакой не парашют. Это симулятор DaimlerChrysler в Берлине. На парашют похож, потому что сфотографирован как бы в движении. До появления NADS’а именно он считался самым крутым

Как следствие, единственный способ изучить поведение водителя — наблюдать за ним в процессе движения в реальном транспортном средстве на реальном шоссе.

Но ведь речь идёт об экстремальных ситуациях на дороге, когда водителю грозит опасность — в "реальной реальности" такие исследования провести очень трудно, если вообще возможно, а с помощью NADS — пожалуйста, да ещё и во всём разнообразии сценариев.

Таким образом, исследователи могут разрабатывать эффективные стратегии и контрмеры для предотвращения ДТП.